«Человека без юмора называю опасным» Р. Плятт

Ростислав Плятт советский актер театра и кино, Народный артист СССР 13 декабря 1908 — 30 июня 1989

Благодаря «Семнадцати мгновениям весны» и роли пастора Шлага его знают абсолютно все, определения «корифей сцены», «колосс» рядом с его фамилией стали почти хрестоматийными.

Но актер стоит большего, чем несколько строк в хрестоматии. Помимо «Семнадцати мгновений», были «Подкидыш», «Весна», «Послесловие» и еще десятки прекрасных работ. Но никогда, ни за что он не позволил бы при жизни называть себя колоссом, корифеем. Совсем из другого теста был человек – иначе мыслил, иначе дышал. Был прост в своей гениальности и какой-то врожденной интеллигентности. Недаром же поэт Роберт Рождественский называл его «могиканином».

Уже на втором курсе, в 1927 году, Плятт дебютировал в спектакле «Простая вещь» по рассказам Бориса Лавренева. Так началась его актерская биография. В 1936 году театр Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия помещения в Москве. Плятт едет вместе с театром. На ростовской сцене он играет одну за другой удачные роли. Среди них – Болинброк («Стакан воды» Э.Скриба, 1937), Скалозуб («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1937) и др. Серьезный успех принесла роль Фон Ранкена («Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева, 1938), которая выявила склонность актера к психологически тонкому и углубленному раскрытию характера. До этой роли Плятт был задействован чаще в комедийных и эксцентрических ролях и был признан характерным актером.

В 1938 году Плятт вернулся в Москву, работал в Театре им. Ленинского комсомола, а затем в Московском театре драмы, после чего в 1943 году вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей.

Особый тембр голоса Плятта привел его на радио, где он работал с 1931 года. Проникновенные интонации, умение донести до слушателя тонкие оттенки чувств, завораживали не одно поколение радиослушателей. С 1938 года Плятт снимался в кино, был востребован телевидением.

Фильмография Плятта включает более четырех десятков фильмов. Он был невероятно обаятелен и располагал к своим героям безотказно. Присущая ему ирония меняла оттенки от трогательно-добродушной и сентиментальной до трагической, а облик с годами обрел спокойное благородство. Он был многолик и очень не любил штампы… 

«Это в его характере – свою награду чувствовать как общую. Общую вину чувствовать как свою», – записал позже Юрский. И в этом все величие Ростислава Плятта.

Умер Ростислав Янович Плятт 30 июня 1989 года в Москве. 

Фильм о Ростиславе Плятте "Шедевры старого кино"

Источник:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32840/
http://www.calend.ru/person/2606/
http://www.kino-teatr.ru