Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, периодические издания, раздаточный материал и другое).
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).
Аудиовизуальные (слайды, презентации, образовательные фильмы, учебные кинофильмы и другое).
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, чертежи, магнитные доски и другое).
Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и другое).
Учебные приборы (мультиметр, частотомер, осциллограф, тахометр, анемометр и т.д.)
Спортивно-техническое оборудование (радиостанция, пульт управления для радиоуправляемого самолета и другое).
Общая дидактическая роль средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трёх стихий (звука, текста и графики, живого видео).
Принципы использования средств обучения:
Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.
Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).
Сотворчество педагога и обучающегося.
Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной системе дополнительного образования определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.