Введение в образовательную программу "Юный радиоконструктор". Конспект занятия

I. Организационный  момент

Добрый день, дорогие ребята! Я руководитель детского творческого объединения "Радиотехническое конструирование" ЦД(Ю)ТТ "Городской" г.Липецка.

Сегодня на занятии я хочу вам предложить совершить небольшое путешествие в мир радиотехники.

II. Подготовительный этап

Представьте …каменный век, затем - бронзовый век. 19 столетие – век пара и электричества, а как же назвать наше время? Век атома, электричества, связи, телекоммуникаций, компьютеризации…Наше время недаром называют веком атома, космическим веком, веком связи и телекоммуникаций… Прошло-то  чуть более ста лет, как было изобретено радио, а попробуйте современного человека оставить без радио, телевидения, компьютера.

А ведь все начиналось с простого. Более 2,5 тысяч лет назад греки описали явление понятное только им. Притягивание легких тел янтарной палочкой натертой шерстью. Назвали они это явление электричеством (по-гречески янтарь означает "электрон"). А вот заставили люди работать электрон чуть более 200 лет назад. Новый вид энергии стал настолько универсальным, что сейчас трудно представить нашу жизнь без электричества.

III. Основная часть

- Что такое электричество? (учащихся отвечают на вопросы)

Электричество – это возможность перебрасывать энергию на огромные расстояния. И очень простые, удобные средства транспорта – не труба с горячим паром, не состав угля – нужен всего лишь медный или алюминиевый проводник, чтобы миллиарды тружеников-электронов прибыли к месту работы.

Электричество – это возможность делить энергию на любые порции и распределять её между огромным числом потребителей: провёл провод в квартиру и пользуйся сколько нужно.

Электричество – это мгновенное превращение полученной энергии в любую нужную тебе форму: в свет, тепло, механическое движение. Это компактные простые и яркие источники света, компактные простые электромеханические двигатели (представьте себе, что на магнитофон установлен бензиновый мотор) и масса самых важных устройств и процессов, которых без электричества вообще не было бы (ускоритель атомных частиц, телевизор, компьютер). Одним словом, у электричества достаточно достоинств, чтобы было выгодно сначала превращать другие виды энергии в электроэнергию, а затем по мере необходимости производить обратное превращение.

А кто из вас может мне подсказать, какие виды энергии вы знаете для получения электричества, или правильнее сказать электрического тока? (учащихся отвечают на вопрос).

Таким образом, на основе быстро развивающейся радиотехники и использования достижений многих наук возникла РАДИОЭЛЕКТРОНИКА и очень скоро стала необходимой практически во всех сферах человеческой деятельности.

Термин "радиоэлектроника" объединяет обширный комплекс областей науки и техники, связанных с проблемами передачи, приёма и преобразований информации с помощью электрических колебаний и электромагнитных волн.

Радиоэлектроника включает радиотехнику, электронику и ряд новых областей: квантовую электронику, оптоэлектронику, полупроводниковую и микроэлектронику, акусто-электронику и др.

Так вот: радиоэлектроника – это ещё и умелое управление потоком электронов. Создано множество деталей, с помощью которых можно увидеть, услышать и даже ощутить энергию на расстоянии. И всё это – умение управлять потоком электронов. Какие радиодетали вы знаете? (учащихся отвечают на вопрос).

Современный мир насыщен электронной аппаратурой и каждый из нас должен иметь хотя бы минимальный набор знаний, умений и навыков пользования сложной бытовой техникой. Сегодня электротехника применяется повсюду: с ней могут встретиться лётчик и врач, биохимик и экономист, металлург и музыкант. Да и какую бы профессию не выбрал человек, всюду он встречается с электроникой. И каждый, кто занимается практической электроникой, прекрасно понимает, что это приятное дело окажется полезным для человека любой профессии.

На занятиях в лаборатории по радиотехническому конструированию изучаются различные радиоэлементы, принцип их действия, применение, включая интегральные микросхемы, которые являются основой для построения современных радиоэлектронных устройств. Учащиеся лаборатории изготавливают, конструируют электронные игрушки, приборы, устройства автоматики, учатся работать со справочной литературой и специальной технической литературой, работают с измерительными приборами.

Знания, полученные в нашей лаборатории по предложенной программе, выведут вас на новую орбиту понятий в области радиоэлектроники. И я уверен, что многих из вас заинтересует радиотехническое конструирование.

Ещё один момент – радиотехническое конструирование не только учит, но и воспитывает. Оно делает человека более сообразительным, находчивым, изобретательным, собранным, чётким, аккуратным. В привычку входит работать быстро и тщательно проверять сделанное. Собирая электронные схемы, налаживая их, отыскивая какую-нибудь неисправность, вы учитесь логически мыслить, рассуждать, самостоятельно добывать новые знания.

IV. Практическая часть

Сейчас мы с вами перейдём к практической части нашего занятия. Представляю вашему вниманию работы, выполненные юными радиотехниками.

Перед вами "Электронная свеча". Попробуем разобраться, как она работает. (Предлагается одному из учащихся попробовать "Электронную свечу" в действии).

Электонная свеча

Мы видим, что сначала акустический сигнал превращается в сигнал электрический. Этот преобразователь называется микрофон. Далее полученный электрический сигнал подаёт команду на включение свечи, т.е. светодиода. Включение свечи происходит под музыкальное сопровождение и сопровождается подсветкой пьедестала.

За продолжительностью включенного состояния следит специальное электронное реле времени. И если оно более 30 секунд – схема автоматически переходит в спящий режим.

При изготовлении подобного изделия юный радиолюбитель имеет возможность ознакомиться со множеством датчиков, преобразователей, учится компоновать и составлять описание.    
       
Вторая модель предназначена для измерения толщины бумажных листов в пределах от 0,05 мм до 1 мм. (Предлагается одному из учащихся попробовать прибор для измерения толщины бумажных листов в действии).

Измеритель толщины бумажных листов

Для изготовления её нужны расширенные знания по физике, например, принципы работы магнитного поля.

Следующая модель называется "Детектор благородности металлов". Помогает уверенно отличить медь от железа. Принцип работы довольно сложный. (Предлагается одному из учащихся попробовать "Детектор благородности металлов" в действии).

Детектор благородности металлов

Для изготовления этой модели ваш ровесник затратил немало времени. Ему пришлось изучить такие явления радиоэлектроники, как резонанс, магнитная проницаемость и т.д. Изделие довольно сложное и было выполнено на микросхемах.

(Учащимся предлагается распределить изделия по сложности их изготовления).

Дорогие, ребята, я понял, что ваша будущая специальность связана с электричеством, поэтому мне хочется продемонстрировать вам модели юных радиоконструкторов, которые заняли 2 и 3 места на Всероссийском форуме научной молодёжи "Шаг в будущее", который проходил в этом году в Москве, в МГТУ им. Н.Э.Баумана.  Эти ребята с этого года учатся в училищах – один в 10, другой – в 12. Первый по родственной специальности, второй – на автослесаря. В свободное время они продолжают посещать лабораторию.

V. Подведение итогов занятия

Дорогие ребята, наше путешествие в мир радиотехники подошло к концу.  
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Какие главные выводы вы можете сделать?
(учащихся отвечают на вопросы)

Педагог оценивает активность учащихся на занятии. Критерии оценок:

  • Активная заинтересованность, участие в беседе – отлично
  • Понимание предмета разговора, реплики – хорошо
  • Невнимательность, непонимание и незаинтересованность – плохо

Дорогие, ребята, большое спасибо вам за работу. Я думаю, что вы уйдёте с сегодняшнего занятия с хорошим настроением.

(Фото: Онипко Т. Д.)

ВложениеРазмер
Презентация к занятию1.06 МБ