Регулируем клапанный зазор

Название журнала: 
Горизонты техники для детей
Номер: 
04/1968
Предметная область: 
Автомобиле и машиностроение
Так выглядит обычная система распределения двигателя

Вспомним, как выглядит система распределения обычного верхнеклапанного двигателя, то есть такого, в котором клапаны находятся в головке блока цилиндров.

Распределительный вал вместе с расположенными на нем кулачками вращается, получая привод от коленчатого вала двигателя. Выступы вращающихся кулачков ритмично поднимают толкатели, а это движение повторяется стерженьками толкателей, и, конечно, клапанными коромыслами и клапанами. На конце клапанного коромысла, соприкасающегося со стержнем толкателя, расположен регулировочный болт, зафиксированный гайкой.

Механизм регулировки клапанных зазоровЭтот болт служит для регулировки так называемого клапанного зазора. В то время, когда выступ кулачка не поднимает толкатель, между клапаном и остальными частями должен быть определенный, небольшой зазор. Вы, наверное, догадываетесь, зачем нужна регулировка. Причина — расширение металлов под действием нагрева. Как вам известно из физики, при нагреве, например, металлического стержня, предмет увеличивает свою длину, а удлинение растет по мере роста температуры.

Значит, если бы мы установили распределение так, чтобы не было зазора, то клапан после нагрева двигателя не мог бы закрыться до конца, так как все части удлинились бы. Поэтому-то и необходим зазор. Его величина всегда указывается в инструкции по обслуживанию автомобиля. Для обычных автомобилей он составляет от 0, 25 до 0,30 миллиметра.

Лепестковый щупВеличину клапанного зазора мы должны время от времени проверять. Необязательно это делать так часто, как смазку шасси, однако, не следует забывать о такой проверке. Для этой простой операции, которую с успехом вы сможете выполнить сами, будет необходим щуп, состоящий из ряда пластинок разной толщины, сделанных с большой точностью, отвертка и плоский гаечный ключ под гайку регулировочного болта.

Проверка клапанного зазора с помощью щупаПримемся за работу. Снимаем крышку головки цилиндров, получая доступ ко всем клапанам. Осторожно поворачивая коленчатый вал двигателя с помощью рукоятки или путем кратковременных включений стартера, устанавливаем первый клапан в закрытом положении. Зазор проверяем щупом, вставляя его обычно между стержнем клапана и клапанным коромыслом.

Проверка клапанного зазора с помощью щупа

Регулировка клапанного зазораКонечно, проверять его будем тем лепестком щупа, толщина которого соответствует указанному в инструкции зазору. Лепесток должен проходить свободно. Если зазор неправильный, освобождаем гайку, поворачиваем регулировочный болт и вновь затягиваем гайку.

Гайку рекомендуется затягивать, придерживая одновременно регулировочный болт, чтобы предотвратить ее ненужный добавочных зажим. Точно также поступаем со всеми остальными клапанами. Окончив регулировку, надеваем обратно крышку головки. Работа закончена.

В некоторых автомобилях применяются разные клапанные зазоры для всасывающих и выхлопных клапанов. В таком случае следует внимательно осмотреть клапаны, определяя, которые из них всасывающие, а которые - выхлопные. Обычно об этом говорят также и в инструкции по обслуживанию автомобиля.

Как видите, этот несложный механизм, открывающийся перед вашими глазами после снятия крышки головки, совсем не так уж страшен. Немного терпения и точности — и вы прекрасно сможете с этим справиться.

Ян Тари