(В Ярославле прошёл Первый Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей)
Декабрь – знаковый месяц для системы дополнительного образования. Год назад, в декабре 2013-го, в Москве прошла конференция работников дополнительного образования, одним из инициаторов которой стал Общероссийский Профсоюз образования, а в конце декабря 2014 года в Ярославле состоялся Первый Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей. Организаторами масштабной встречи выступили Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта РФ, Правительство Ярославской области.
В работе съезда приняли участие около 700 педагогов, учёных и экспертов, представителей органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодёжной политики, общественных организаций из всех уголков страны, а также зарубежные гости из Казахстана, Белоруссии и Болгарии. Делегацию Общероссийского профсоюза образования на съезде возглавила заместитель председателя Татьяна Куприянова.
Открыл съезд в режиме видеоконференции заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев. Вениамин Шаевич напомнил, что в России великолепная, талантливая молодёжь, которой по силам очень многое. Задача Правительства России, министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах, образовательных учреждений – не только сохранить всё хорошее, что есть в системе дополнительного образования, но приумножить тот ценный опыт, каким располагает педагогическое сообщество.
В 2014 году Правительством РФ была принята Концепция развития дополнительного образования детей. Её широкое обсуждение длилось в течение полутора лет. Межведомственный план мер по её реализации на ближайшие три года будет предложен к рассмотрению в Правительстве РФ. Этот комплексный план объединяет задачи, которые ставят не только перед Минобрнауки РФ, но и перед Министерством культуры РФ и Министерством спорта РФ.
Вениамин Каганов подчеркнул, что в сложный экономический период, который вместе со страной переживает система образования, важно не потерять ни одного талантливого педагога, ни одного ребёнка, желающего заниматься в кружках. И напомнил, что об этом сказал Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 года: «Каждый ребёнок. Подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.
Прошу правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы её решения. Главное, у ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».
Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, несмотря на сложность работы в новых экономических условиях, решать поставленные задачи по развитию системы дополнительного образования необходимо…
Статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев напомнил о том, что ещё в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года говорится об увеличении количества детей, участвующих в творческой жизни. А это напрямую относится к сфере дополнительного образования. «У нас есть сильные творческие коллективы, педагоги, способные откликнуться на искания детей. Вам, участникам съезда, вашим коллегам повезло работать с ищущими детьми, которые хотят в этом мире что-то сделать. Вы должны откликнуться на их запросы. Министерство культуры будет вас в этом поддерживать».
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России Александр Страдзе выразил надежду, что съезд в Ярославле придаст новый импульс развитию системы дополнительного образования.
В рамках съезда прошли три тематические конференции и 18 круглых столов, на которых были рассмотрены различные аспекты этой работы.
Так, на конференции «Эффективные модели управления в сфере дополнительного образования детей» говорили о нормативно-правовом регулировании и финансово-экономических механизмах развития допобразования. Представители регионов поделились опытом государственно-частного и социального партнёрства, развития негосударственного сектора в этой сфере.
Тема второй конференции – «Модернизация содержания и форм образовательной деятельности: новые общественные вызовы сфере дополнительного образования детей». Участники встречи обсудили, как работать с одарёнными детьми и ребятами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить доступность допобразования средствами дистанционного обучения, интегрировать общее и дополнительное образование для индивидуального образовательного маршрута ребёнка и многое другое.
На конференции «Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей» обсуждали профессиональный стандарт педагога и новые подходы к подготовке педагогических кадров, а также вопросы повышения квалификации и переподготовки непедагогических кадров в сфере дополнительного образования.
На итоговом заседании съезда директор Департамента образования Ярославской области Ирина Валентиновна Лобода отметила, что эти дни на ярославской земле прошли в плодотворном общении единомышленников. Обсуждения на конференциях и круглых столах показали, что участники съезда поддерживают идею создания Всероссийской ассоциации педагогов дополнительного образования, которая объединит специалистов образовательных организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также апробирование эффективного контракта в сфере дополнительного образования, которое уже есть в планах развития системы.
Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, принимавшая активное участие в работе конференций и круглых столов, поблагодарила организаторов съезда, которые создали атмосферу заинтересованного профессионального общения, сотоварищества, возможность наметить дальнейшие действия: «Первый Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей позволил проанализировать, как нам дальше строить работу по повышению эффективности дополнительного образования, начатую годом раньше на конференции в Москве», - отметила Татьяна Викторовна. В ближайшее время, по её словам, важно продолжить создание нормативно-правовой базы для развития дополнительного образования, в том числе совершенствование трудовых отношений.
Создание Ассоциации педагогов дополнительного образования Вениамин Каганов назвал очень важной темой: «Нам нужны дополнительные механизмы обратной связи. Мы работаем в одной сфере, но в разных регионах, в разных условиях, с разным финансово-структурным обеспечением. При этом Министерству образования и науки РФ необходимо принимать такие решения, которые бы позволили обеспечить качество и доступность образования для всех детей, в каком бы уголке России они ни находились.
Главный субъект системы образования – это ребёнок, вокруг которого всё должно «вертеться». Если мы выбираем как приоритет интересы ребёнка, то вся остальная система координат становится понятной и стройной».
Он заверил, что в своей работе Министерство образования и науки РФ будет продвигаться, опираясь на лучшие практики регионов, в том числе Ярославской области: «Ярославская область сделала ставку на развитие креативной экономики, а для креативной экономики нужны талантливые люди. Та страна, тот регион, который научится лучше других поддерживать талантливых людей и привлекать их к сотрудничеству, победит в сложных условиях конкуренции, сможет сохранить свою независимость и благополучие».
По словам Вениамина Коганова, задача дополнительного образования сегодня – дать достойный ответ на санкционные вызовы, поддерживать и развивать таланты.
Также замминистра отметил важность партнёрского диалога Минобрнауки РФ с профсоюзом для согласованных действий по защите прав педагогов дополнительного образования.
(статья дана в сокращении по материалам газеты «Мой профсоюз» №5 (759) от 29 января 2015)