Мы настолько привыкли к внешнему виду автомобилей и мотоциклов, что даже небольшое отклонение от привычной формы, вызывает удивление. Помните, какими странными казались машины с приводом на передние колеса или с дверями, открывающимися спереди, как у модели «Изетта» фирмы BMW. Недавно снова появился необычный автомобиль - «электроваген С5». У него три колеса, а трехколесные машины в наше время — редкость. Кроме того, привод у «электровагена» смешанный, поэтому на машине может ездить только один человек. И уж совсем удивительно, что несмотря на свое название автомобиль приводится в действие мускульной силой самого водителя. На этой модели, как на велосипеде, установлены педали и обыкновенная передача, а в дополнение к ним есть и миниатюрных электромотор. Возможности «электровагена C5» определяются в значительной степени силой и ловкостью водителя.
Непривычно выглядит и кузов мини-автомобиля, более удобный для езды, нежели велосипед. Нужно только привыкнуть к своеобразным условиям вождения. Ведь рулевое колесо находится на уровне бедер водителя. Непривычно, но зато можно удобно сесть и откинуться во время езды.
Конструкция «электровагена C5» довольно проста. Главный несущий элемент — рама в форме буквы «Y», на каждом из трех концов которой колесо. К раме крепится пластмассовый кузов автомашины вместе с плитой-полом. Форма кузова обтекаемая, чтобы свести до минимума сопротивление воздуха. Для этой цели служит и специальное предохранительное переднее стекло.
Миниавтомобиль не стремится к большим скоростям. Пользуясь одним их двух приводов, развивают скорость до 6 км/ч. Так что любителям быстрой езды «электроваген» вряд ли придется по душе, но наверняка понравится тем, кто любит путешествовать приятно и спокойно. Вы прекрасно понимаете, что оценка каждой машины тесно связана с ее назначением. Трехколесный автомобиль — не гоночная машина, и развиваемая им скорость вполне удовлетворительна.
Вряд ли можно сравнить с обычным легковым автомобилем и модель «фреели», выставленную на последней выставке в Туринском салоне. Конструкторы поставили задачу создать туристский автомобиль, способный не только передвигаться в разных условиях, но и служить различным целям: быть средством передвижения, местом отдыха и спальней. Как этого добиться? Нужно с предельной точностью продумать внешние контуры и внутреннее устройство машины. Обратите внимание, что капот, закрывающий двигатель, совершенно плоский — так же, как и все наружные поверхности кузова автомашины. Это сделано для того, чтобы во время стоянки на них можно было сидеть и лежать. Спальными местами становятся откинутые сиденья. Спят и на «верхней полке», вытянув ноги на радиатор. Багаж размещается под спальными местами. Чтобы не спать под открытым небом, на укрепленные спереди и сзади металлические кольца — бугели — натягивается брезент. Поворотные оси бугелей размещены по бокам кузова так, чтобы ими было удобно пользоваться в любой момент. Когда брезент снимают, передний бугель опускается налево, а задний — направо. Достаточно закрепить их на кузове — иначе они будут стучать во время езды — и можно отправляться в путь.
«Фреели», как говорилось выше, передвигается по любой местности. Двигатель на нем установлен поперек (это и позволяет использовать все внутреннее помещение машины) и передает усилие на все четыре колеса. Иначе говоря, мы имеем дело с колесной формулой 4 х 4, характерной для всех вездеходов. Выходит «фреели» - это самоходная палатка, в которой можно доехать туда, куда душа пожелает. Удобно, не правда ли?
Ежи Борковский